. Дубна: 3 oC
Дата 29.03.2024
rss telegram vk ok

teatr korol lir

В воскресенье 30 мая, в пятый день Фестиваля театров малых города России, жюри оценивало два спектакля. Дневной показали в полтретьего в зале администрации Дубны. Это была «Таня-Таня» Ольги Мухиной в представлении  Театра-студии «Грань» из Новокуйбышевска Самарской области.

Легкоусвояемый Шекспир

Кульминацией дня стал вечерний показ в ДК «Октябрь». Посмотреть классику из классики – шекспировского «Короля Лира» – к семи вечера приехала советник по культуре губернатора Подмосковья Нара Ширалиева.

Шекспира предъявил Каменск-Уральский театр «Драма номер три» из Свердловской области. Для постановки этой драматургической глыбы театр пригласил в прошлом году режиссера Юлию Батурину. До Каменск-Уральска она ставила шекспировские спектакли в Серовском театре драмы.

С самого начала представления стало ясно, что целью представления была отнюдь не постановка конкретной пьесы «Король Лир». Поскольку от текста гениального английского драматурга мало что осталось.  

Из темноты в луче света возник человек в современном костюме и что-то неразборчиво прочел по-английски.

Под звук капающей воды зрители увидели штук тридцать привязанных канатами к колосникам черных ведер. Под ними обнаружилась тусовка из мужчин, одетых чиновниками и хипстерами, в компании трех гламурных дам. Одна из дам была с розовыми волосами. Тусовкой руководил странный субъект в тюрбане с перьями, похожий на зеленого попугая породы «амазон». Это был король Лир. Три дамы – его дочери. Та, что с розовыми волосами – Корделия.

Их речь состояла из рифмованных строк Шекспира вперемешку с прозой неизвестного автора. Стиль прозы смахивал на телевизионный КВН. Пару раз действующие лица вдруг ни с того, ни с сего заявляли, что они актеры, которые играют Шекспира. Складывалось впечатление, что по ходу спектакля по необъяснимым причинам меняется система координат. Может, режиссера-постановщика такие штуки развлекали, но зрителей это сбивало с толку.  

Действие спектакля концентрировалось на семейном конфликте между заносчивым королем Лиром и тремя его дочерьми. Туда же подмешали историю графа Глостера и двух его сыновей – законного Эдгара и незаконного Эдмонда. Королевского шута (ключевого персонажа пьесы) вместе со всей философской глубиной повествования из драмы о человеке и государстве удалили за ненадобностью. Для простоты восприятия классики.

Получилось что-то вроде телесериала о коварных злодеях и неблагодарных родственниках, сыгранного на сцене в присутствии публики.

По ходу телесериала о семействе Лиров и Глостеров отвергнутая вздорным отцом Лиром тусовщица Корделия вышла замуж за французского короля и совершенно перевоспиталась. Когда преданный и изгнанный двумя старшими дочерьми Лир снова встретил свою младшую дочь, она была одета пристойно и успела сменить кислотно-розовый цвет волос на естественную прическу.

Наркоман Эдгар, оклеветанный незаконнорожденным сводным братом Эдвардом, приняв облик нищего, совершенно  избавился от своего пагубного пристрастия и от ирокеза на голове. Потом он спас от смерти своего отца графа Глостера, когда по приказу двух старших дочерей Лира тому выкололи глаза.

Правда, от всех несчастий пьесы Шекспира избавиться не удалось. Лир таки впал в безумие, его старшие дочери Гонерилья и Регана закололись за сценой. Корделия после встречи и примирения с отцом почему-то умерла. Такие дела.

И пусть второе действие представления состояло целиком из реплик Шекспира в переводе Пастернака, превращенная в дайджест пьеса «Король Лир» потеряла логику развития событий, потеряла причины поступков героев. Действие стало неестественным. Показанный спектакль с одинаковым успехом можно было назвать хоть «Королем Лиром», хоть «Рабыней Изаурой».

На сайте Каменск-Уральского театра «Драма №3» нашелся отзыв о спектакле У.Шекспира «Король Лир». «Режиссер Юлия Батурина «игрой в Шекспира» остраняет трагедийный сюжет «Короля Лира» через восприятие современного зрителя, осаждаемого со всех сторон медиа-играми, – пишет автор отзыва Наталия Щербакова. – Пробиться сквозь глянец можно, если его спародировать, опрокинуть или высмеять. Разоблачение катастрофичности игрового мировосприятия составляет мета-сюжет каменского «Лира».

Если спародировать и высмеять, то опрокинуть, наверное, можно. Но ведь то, что поставила Юлия Батурина, совершенно не смешно и даже не остроумно – вот что печально.

Наталия Теряева

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить