. Дубна: 2 oC
Дата 20.04.2024
rss telegram vk ok

ustav

Жизнь Дубны, как и других малых городов России, организована плохо оттого, что нет в ней детального порядка. Непонятно, кто и за что отвечает и на какие средства существует.

И виной тому – устройство муниципального самоуправления в нашей стране, которое в 1995 году было описано новым российским законодательством так небрежно, что в 2003 году пришлось принимать совершенно новый федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Коротко его называют № 131-ФЗ.

Закон дал такую самостоятельность местной власти, что она фактически может делать, что угодно, если имеет на это средства. Или ничего не делать под предлогом, что средств не имеет. При этом муниципалы перед федералами практически не несут ответственности за свои решения и их результаты.

То есть

вертикаль власти, выстроенная в масштабах государства, спустившись на региональный уровень, упирается в прочный железобетонный колпак № 131-ФЗ, под которым действует местное самоуправление. 

В колпаке, правда, есть небольшое отверстие, сквозь которое наверх откачивают налоги, а вниз спускают субсидии. Хорошо или плохо живется под колпаком, сверху определяют по количеству выходящего из отверстия «пара».  Если «пар» идет, то какая-никакая жизнь под колпаком теплится. А если пар не виден даже на поверхности зеркала, поднесенного прямо к отверстию, то дело плохо.

Совсем недавно там, наверху, спохватились и решили уравновесить давление над и под колпаком, чтобы этот колпак постепенно убрать и навести по всей России, пусть и не детальный, но хотя бы одинаковый порядок.Для этого понадобилось привести в соответствие местное законодательство с номером 131-ФЗ. И потому Совет депутатов Дубны принял решение внести изменения в Устав Дубны.

А теперь о некоторых конкретных изменениях, которые депутаты предлагают обсудить на публичных слушаниях  18 февраля, и о некоторых сомнениях по поводу этих изменений.

Изменение структуры управления Дубной

В нынешнем уставе города структура органов местного самоуправления состоит из трех ветвей: Совет депутатов, глава города, администрация города.

Депутаты предлагают добавить четвертую ветвь: контрольно-счетную палату.

Эта палата, подобная федеральной Счетной палате, будет формироваться Советом депутатов и подчиняться только ему. Она должна заниматься внешним финансовым контролем за исполнением местного бюджета и за эффективностью распоряжения муниципальным имуществом.

Сомнения

У счетной палаты будет свой штат и свои расходы – тоже из местного бюджета. При этом она, по сути, будет дублировать некоторые функции правоохранительных и налоговых органов.

А если вдруг  какому-нибудь составу Совета депутатов придет в голову принять политическое решение о перераспределении властных полномочий главы города в свою пользу (например, чтобы этот глава города  по истечении срока своей деятельности стал депутатом и возглавил Совет), то будет ли тогда смысл в деятельности такой палаты? Пожалуй, если только эта палата будет независимой и от Совета, и от главы. Но опять же, такого рода формально независимые от местной власти государственные органы уже есть. Просто они с трудом справляются со своими функциями. Может, лучше им помочь наладить дело, чем городить еще один огород? И кто будет контролировать штат и расходы контрольно-счетной палаты? Еще одна палата – контрольно-надзирательная?

Организация благоустройства города

Общие слова об организации благоустройства города в действующем уставе депутаты предложили заменить  конкретными правилами благоустройства территории города. Говорят,  существует даже проект этих правил, которого, к сожалению, не удалось обнаружить на сайте администрации Дубны и Совета депутатов.

Сомнения

Во-первых, неясно, чем будут отличаться новые правила от старых общих слов о благоустройстве.

Помнится, депутаты принимали несколько раз порядок содержания домашних животных на территории Дубны, а также порядок соблюдения тишины в ночное время. Но собаки по-прежнему обгаживают весь город, плодятся стаями и кусают детей и взрослых (вполне возможно, что и депутатов).

А домашние хулиганы не дают своими шумными развлечениями по ночам спать соседям. Но никто из нарушителей этих двух порядков ответственности за действия свои и своих питомцев не несет.

Нет системы исполнения этих правил. Непонятно, кто и как будет взимать назначенные штрафы, признаются сами депутаты.

Например, на общих собрания ТСЖ принимаются решения наказывать штрафами тех жителей дома, что пачкают стены, сорят в подъездах и ломают общедомовое имущество. И борьба с такими хулиганами получается очень долгой, на что они и рассчитывают, решаясь на свои поступки. А если бы действовала на практике статья 14 Устава Дубны о территориальном общественном самоуправлении и Положение о нем же, которые следовало бы дополнить деталями о наказании нарушителей порядка, то хлопот в борьбе с хулиганами стало меньше, и самих хулиганов бы поубавилось.

Поэтому

главное – не очередные правила утвердить, а разработать подробный и ясный порядок исполнения наказаний  за нарушение правил. Пусть правила будут самыми простыми и понятными. Пусть они будут короткими, чтобы зарубились у каждого на носу. Но наказание для нарушителей должно быть абсолютно неизбежным, неотвратимым.

Только так можно приучить людей исполнять любые правила.  

А это значит, что в Уставе Дубны нужно детально обозначить именно систему наказания нарушителей общественного порядка в городе, систему взаимодействия ветвей власти с правоохранительными органами и общественными организациями для строгого взимания штрафов с нарушителей. Да такую систему, чтобы эти штрафы сильнее наполняли городскую казну, чем карманы взимающих.

 

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить