. Дубна: 6 oC
Дата 29.03.2024
rss telegram vk ok

Фестивальная программа 2 июня завершилась в Дубне двумя спектаклями. Днем, на сцене зала администрации свою малую форму продемонстрировал Братский драматический театр из Иркутской области.Это был спектакль по пьесе современного драматурга Михаила Дурненкова «Легкий способ бросить курить» в постановке режиссера Радиона Букаева.

 

teatr ivanovМежду просмотрами участники фестиваля успели заложить яблоневую аллею на улице Фестивальной в ОЭЗ «Дубна».
Финальную игру со зрителями и с жюри фестиваля провел в семь вечера на сцене ДК «Октябрь» Новокузнецкий драматический театр из Кемеровской области. Играли «Иванова» драматурга Антона Чехова.

Пока жюри оценивало за сценой итоги увиденного за неделю, вечер продолжил театральный капустник. Актеры с юмором делились впечатлениями о театральном марафоне в Дубне. Труппа Донецкого музыкально-драматического театра снова показала высокий класс – сыграла в жанре хорошо подготовленной импровизации очень смешную и добрую пародию на спектакли участников конкурсных показов.
В полночь объявили имена призеров фестиваля.

Трансцендентный Иванов и другие

Странный человек неподвижно сидел на стуле в центре мрачного монохромного кубического пространства. Сидел и мучился. По квадратным ячейкам стены за его спиной множилось и поднималось вверх трансцендентное число «пи», разрастаясь знаками в периоде. Звучала и стучала космическая рок-музыка. Дальше пошел текст Чехова.

teatr ivanov1По сцене вокруг Иванова с шумом перемещались управляющий поместьем Иванова Миша Боркин и дядя Иванова Матвей Семенович Шабельский, раздевались и загорали на пляже. В квадратной ячейке за кисеей появлялась чахоточная жена Иванова Анна Петровна и звала мужа кувыркаться на сене. Выдвигался доктор Львов с целой ударной установкой и принимался стучать на барабанах и тарелках, убеждая Иванова отправить жену в Крым на лечение.

А Иванов сидел на стуле и смотрел на это с другой планеты. Он сидел и жалел себя.

teatr ivanov2Потом он жалел себя на прогулке с доктором. И доктор снова играл на барабанах, намекая на жену Иванова.

Потом Иванов развлекался на тусовке в гостях у помещиков Лебедевых. Там ряженый медведь носил трехлитровый бидон с крыжовенным вареньем, молодежь изображала кричащих чаек, а дочка Лебедевых Саша – Нину Заречную. Вместо монолога Нины о людях, львах, орлах и куропатках Саша с высокой трибуны пела по-английски песню о счастье, в стиле рок. В это время мещане и купцы зрелого возраста сплетничали о семейной жизни Иванова и о нем самом. А Иванов стоял у них за спиной и жалел себя, и мучился. Все реплики Иванова тонули в грохоте рок-музыки, да и неважно было, что он там лепечет.

Потом Иванов мучился вместе с Сашей Лебедовой на высокой трибуне, вступив с нею в зрелищную интимную связь.
«Какая скука! Какая скука! Все сидят и сидят, как будто аршин проглотили! От скуки все косточки застыли», – сообщила помещица Бабакина со сцены. И публика горячо зааплодировала. Ибо эта скука разлилась в зале еще до того, как ее ощутила Бабакина на сцене.

В единственном живом эпизоде спектакля убедительно пили водку отец Саши Лебедевой с управляющим Мишей и дядей Шабельским. Они пили с удовольствием, со знанием дела, закусывали селедкой и огурцами. Но пришел доктор Львов и все опошлил.

Параллельно бездельнику Иванову мучилась его жена Анна Петровна, она же Сарра Абрамсон. Свои мучения она изливала словами Чехова, истеричными танцами под еврейские мелодии и эпатажной игрой на аккордеоне соло и в дуэте с доктором Львовым. У доктора аккордеон был больше, мужского размера.

Мучения Сарры закончились, когда она появилась на сцене с красным воздушным шариком, похожим на последний выдох господина ПеЖе с планеты Плюк галактики Кин-дза-дза. Душа Сарры-Анны Петровны отлетела вместе с этим шариком.

После кончины супруги Иванов замучил своими мучениями Сашу Лебедеву и застрелился, не выдержал тяжести бытия. На пустую сцену вышел ряженый медведь и в безмолвии снял с плеч свою голову. Конец.

Во время представления подумалось, что Чехов написал эту и другие свои пьесы об интеллигенции, когда выдавил из себя по капле раба и оглянулся в потрясении: сколько вокруг свободных дрянных людей! И не смог не поделиться этим откровением с театральной публикой.
Спектакль завершился бурными аплодисментами. Члены жюри рукоплескали стоя, за ними поднялся и почти весь зал.

На обсуждении спектакля все члены жюри отзывались о постановке с восторгом:

«...Я видела много «Ивановых», и все они играли Иванова умершим изнутри. А в этом спектакле он был живой. Я открыла для себя новое...»
« ... Труппа театра очень сильная. Это спектакль европейского уровня...»
«... Спектакль очень хороший, он полностью в эпохе, когда жил и писал Чехов. Хотя были и проколы, китч. Этот красный шарик – безусловный китч...»

Обсуждение спектакля было красноречивой поддержкой активно продвигаемого тезиса главного редактора журнала «Театр» Марины Давыдовой о том, что русский театр слаб везде, где силен европейский (в синтезе с эстрадным шоу и мультипликацией, площадным театром и современными технологиями).

Уже можно было догадываться, кто получит главный приз фестиваля. Подсказку давала и программа фестиваля: обычно самых перспективных ставят ближе к концу. Хотя неожиданности все равно не исключены.

Куда уехал приз

Как принято, номинаций для награждения было несколько.

Глава Дубны Вячеслав Мухин наградил своим специальным призом – призом главы – спектакль Лысьвенского Лысьвенский театр драмы им. А.А. Савина из Пермского края по пьесе Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина». Приз главы Дубны достался и режиссеру драматического театра «Бенефис» из Ельца Липецкой области Юрию Мельницкому за постановку «За чем пойдешь, то и найдешь» А.Н. Островского («Женитьба Бальзаминова»).

Советник губернатора Подмосковья Нара Ширалиева специальным призом губернатора наградила  Даниила Богомолова, актера Театра-студии «Грань» из Новокуйбышевска Самарской области за роль в спектакле «Таня-Таня».

teatr ivanov3Председатель жюри Игорь Костолевский вручил свой, председательский, приз актрисе Юлии Бокурадзе и звукооператору Юрию Дроздову Театра-студии «Грань» за работу в том же спектакле «Таня-Таня».

Театральные критики Олег Лоевский (член жюри) и Роман Должанский (зам. худрука Театра наций Евгения Миронова) передали приз «Надежда» в руки актрисы с ограниченными возможностями Александры Незлученко. За лучшую мужскую роль они наградили Кирилла Имерова из Лысьвы («Спасти камер-юнкера Пушкина»), за лучшую женскую роль – Светлану Попову из Прокопьевска («Это все она»).
Главный приз за спектакль малой сценической формы достался постановке «Таня-Таня» Театра-студии «Грань» из Новокуйбышевска Самарской области.

Главный приз за спектакль большой сценической формы вручили Новокузнецкому драматическому театру за чеховского «Иванова».

Что дальше?

Фестиваль театров малых городов России обязательно продолжится через год, пообещали Роман Должанский от имени Театра наций и Олег Лоевский, правда, пока неясно в каком городе.

Театральный фестиваль – очень нужное дело. Фестиваль театров малых городов России – крупное культурное событие. «Я открыл для себя другую Россию, которой я не знал», – признался актер Московского театра имени Вл. Маяковского, народный артист России, председатель жюри Игорь Костолевский.

Общение актеров и режиссеров из разных городов не только обогащает их и помогает решать общие проблемы, которых нет у столичных театров. Критический взгляд на формы, технологии и результат постановок должен помогать выбрать верный путь развития театрального искусства, отсекать тупиковые дорожки.

Итоги тринадцатого Фестиваля театров малых городов России, заставляют думать, что одобрение театральных критиков получают сценические воплощения одного, довольно узкого идейного направления. В нем форма, свет и звук затмевают содержание пьесы. Не зря ведь в антрактах организаторы фестиваля опрашивали молодых зрителей, что привлекает их внимание: свет? звук?

Опасно. Тенденциозная оценка провинциального творчества рискует загнать театр в прокрустово ложе технологичного авангарда и абсурда.
Четыре года назад в беседе Мариной Давыдовой критик Олег Лоевский с сожалением отмечал, что в малых городах все воспринимается иначе, чем в столице: «Театр в Камышине, скажем, (Волгоградская область) — это классический МХАТ 50-х годов. Настоящие декорации, костюмные спектакли, писаные задники. Люди занимаются речью, режиссер ваяет многофигурные полотна. Для них театр это культура XIX века, и они ее сохраняют. Театры малых городов имеют разные черты. Где-то они ужасно консервативные — и в этом есть прелесть консервативности, где-то чересчур развязные — и в этом тоже своя прелесть, а где-то они пытаются поймать недавнее время, которое ушло уже, но они не хотят в это верить. Ставят Розова и Арбузова и думают, что они тем самым как-то его удержат».

Сами актеры театров малых городов подтверждают, что у постановок типа каменск-уральского «Короля Лира» или новокузнецкого «Иванова» ценителей не много. Народ ходит на сказки и комедии, на них театры и зарабатывают. Большая часть многочисленной театральной публики советского периода вообще потеряла интерес к театру, наблюдая за творчеством большинства столичных театров. Но провинциальных работяг все равно хотят приучить к правильному взгляду на театр и его классику – так сказать, выправить сознание.

«Когда ты рассказываешь о малых городах, мне вдруг начинает казаться: может быть, взять и лишить театральную сферу финансирования на N лет. И посмотреть, что будет, – воскликнула в той же беседе с Олегом Лоевским театровед Марина Давыдова. – Те, кому театр нужен по-настоящему, наверняка продолжат работать. Причем, я думаю, что среди этих людей останется энное количество очень известных, талантливых артистов и режиссеров. Но останутся и совершенно неименитые, может, даже не очень талантливые, но искренне любящие свое дело. Вот это и будет здоровое ядро».

Вот это – про не очень талантливое, но здоровое ядро – нам уже рассказывали тридцать лет назад, на заре Перестройки. Тезис звучал логично. И что из него вышло? В те времена театры в Москве можно было пересчитать по пальцам, их актеров знала вся страна. Теперь же, в результате формирования здорового ядра, московские театры исчисляются четырьмя сотнями, уровень большинства из них ниже, чем в провинции. Этот факт отмечали заядлые дубненские театралы на спектаклях Фестиваля театров малых городов России.

На самом деле, Фестиваль театров малых городов в Дубне показал, что труппы многих провинциальных театров вполне профессиональны и адекватно воспринимают действительность. Финансирование государственных театров сводится к выплате маленькой зарплаты актерам и оплате коммунальных услуг. Если на постановки денег нет, тогда кто платит, тот и заказывает музыку.

Так и формируется тренд постмодернизма в провинциальном театре – фонды и спонсоры дают деньги на постановки только этого направления, театральные критики пишут только о спектаклях этого направления, центральные телеканалы, включая канал «Культура», транслируют только постановки этого направления. А если хотите выйти за рамки тренда, платите сами.

И ведь Министерство культуры России прекрасно об этом знает. Если скажете: «Нет!», отвечу: «Не верю!».

Наталия Теряева

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить