. Дубна: 2 oC
Дата 20.04.2024
rss telegram vk ok

Поскольку все доходные места давно заняты, сытно устроиться в жизни можно только с помощью бессовестных интриг. Такой сюжет заказала самая мощная политическая партия России Государственному Кимрскому театру драмы и комедии в год его 75-летия.

Первой осенней премьерой театра сезона 2017/18 стала знаменитая комедия великого русского драматурга Александра Николаевича Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Ее сыграли субботним вечером 7 октября при полном аншлаге. «Спектакль поставлен при поддержке фракции «Единая Россия», – написано в театральной программке.

Персонажи пьесы знакомы взрослым театралам со школьных лет. В телепостановке Театра имени Вахтангова 1971 года спектакль не раз показывали по советскому телевидению на всю страну. И ни одна другая постановка «Мудреца» более поздних времен, включая постсоветские, пожалуй, не сравнится с этой вахтанговской, где Глумова играет Юрий Яковлев, его дядюшку Мамаева – Николай Гриценко, а его тетушку Мамаеву – Людмила Максакова.  

Вот только в советские годы сюжет Островского казался классикой давно ушедших времен, а сегодня стал остро актуальным. Как впрочем, и все другие комедии Островского, написанные драматургом в эпоху раннего капитализма в России – сто пятьдесят лет назад.

Главный герой сюжета Егор Дмитрич Глумов – умный, безнравственный, острый на язык, небогатый и оттого злой молодой бездельник. Проживает с ушлой маменькой на съемной квартире. Хочет жить красиво. Для этого ему нужны доходное место и богатая невеста. Энергично двигаясь к цели, цинично использует в своих интригах все слабости и промахи родственников и знакомых.

Дядюшка Глумова – богатый барин Мамаев, уже в летах, любит осматривать недвижимость, наставлять всякого, кто ниже чином, и рассуждать о нравах в кругу знакомых того же ранга.  

Супруга Мамаева, приходясь Глумову теткой, гламурно вожделеет племянника и всячески препятствует его женитьбе.

Очень важный господин, пожилой ретроград Крутицкий нуждается в бойком копирайтере для поддержания своего влияния во властных кругах.  

Другой важный господин, молодой либерал Городулин ищет спичрайтера для своих политических нужд.

Глумов умеет угодить каждому из них по-своему, берет в оборот обоих и стрижет с них купоны, как типичный политтехнолог.

И если бы не случайность, то женился бы Глумов политтехнологично (с помощью гаданий и предсказаний странницы Манефы) на воспитаннице дремучей, но богатой купчихи Турусиной.

Однако, тут из зависти вмешался другой бездельник и немножко заработал на Глумове, продав прессе дневник политтехнолога Глумова с насмешками над клиентами.

Богатые клиенты обиделись, Глумов расстроился, его отправили со сцены. Затем клиенты подумали и рассудили, что Глумова надо бы вернуть, пожурив, правда, за насмешки. Полезный ведь Глумов человек – «свой человек»! 

Сто пятьдесят лет назад на пьесу Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (опубликованную и впервые поставленную в 1868 году) остро отрегагировали критики и консервативных, и либеральных взглядов. И те, и другие были недовольны чересчур, по их мнению, едкой сатирой. Для многих был неожиданным переход драматурга от комического бытописания купцов к изображению социально-общественных отношений в дворянской и чиновничьей среде.

Из новой пьесы Островского следовало, что между консерваторами (охранителями режима) и либералами (критиками режима) много общего. Причем плохого общего. Звонкие фразы и лозунги обоих были призваны прикрывать подлинные интересы и устремления не народа, а господствующего класса.

Герой новой эпохи, которая наступила в России после отмены крепостного права, герой поры увлечения интеллигенции народничеством, оказался бесприниципным приспособленцем и карьеристом.

И если тверская фракция «Единой России» поддержала постановку в Кимрах именно этой пьесы Островского, то означает ли это, что ЕР разделяет взгляд великого русского драматурга на российских консерваторов и либералов нынешней капиталистической эпохи?

Кстати, Александр Николаевич Островский не был снобом. Он не считал свой народ дремучим и глупым и не видел нужды в литературе облегченного свойства «для народа», заведомо непригодной для образованного читателя. «Близость к народу нисколько не унижает драматической поэзии, а, напротив, удваивает ее силы и не дает опошлиться и измельчать. История оставила название великих и гениальных только за теми писателями, которые умели писать для всего народа, и только те произведения пережили века, которые были истинно народными у себя дома. Такие произведения со временем делаются понятными и ценными и для других народов, а наконец и для всего света», – писал он.

Перед премьерой спектакля  «На всякого мудреца довольно простоты» 7 октября со сцены Кимрского театра драмы и комедии депутат Законодательного собрания Тверской области, координатор проекта Партии «Единая Россия» «Театры малых городов» Алексей Балфеткин сказал публике, что театру было выделено в рамках проекта на эту постановку и на механику сцены 4 млн 300 тысяч рублей.

Таких театров в малых городах Тверской области два – в Кимрах и Вышнем Волочке. Проект ЕР «Театры малых городов» поощряет привлечение молодежи в театр – и на сцену, и в зал.

Действительно, в премьерном спектакле Кимрского театра «На всякого мудреца довольно простоты» зрители увидели много новых молодых актеров – и в главных ролях, и в интермедиях. Интермедии между сценами пьесы стали интересным решением режиссера спектакля, главного режиссера театра, заслуженного артиста России Евгения Сикачева. Фактически это были короткие картины  с персонажами трилогии Островского о Бальзаминове – предшественнике Глумова, тоже непонятом литературными критиками того времени персонаже.

В целом кимрский спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» сделан добротно, с выдумкой и столь редким сегодня в театре чувством меры. В рисунке игры некоторых актеров были явные отсылки к вахтанговской постановке 1971 года. Однако эти аллюзии вызывали у публики только теплые чувства.   

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить