. Дубна: 3 oC
Дата 29.03.2024
rss telegram vk ok

Предприятиям Дубны очень нужны рабочие кадры разных профессий. Сегодня специалистов-рабочих не сыщешь днем с огнем. Прежняя, социалистическая система профессионально-технического образования, разорена, а новая – для работы в рыночных условиях – так и не создана. Что же это за парадокс:спрос на рабочих есть, а готовить их никто не хочет?

На самом деле никакого парадокса нет. В рыночных условиях существует и развивается лишь то, что приносит прямую и значительную коммерческую прибыль. Когда имеется массовый спрос на продукт, то есть когда продукт продается хотя бы сотнями тысяч штук, а лучше – миллионами, то и производить его выгодно. А если покупателям нужны десятки или сотни штук продукта, никто из коммерсантов не станет из-за него голову морочить. Если только государство не заплатит им за эти скромные партии продукта высокую цену. Такое, впрочем, у нас случается. С профессиональным образованием – та же петрушка. 

Сколько инженеров и рабочих нужно России

По данным статистического сборника Госкомстата СССР «Труд в СССР», в 1987 году численность рабочих в СССР равнялась 82 миллионам человек. Тогда же профессионально-технические училища страны в год выпускали 2 миллиона 606 тысяч квалифицированных рабочих. Еще 6 миллионов 864 тысячи человек осваивали новые рабочие профессии прямо на предприятиях. Итого каждый год в 80-е годы социалистическая система профобразования готовила около 9,5 миллионов рабочих. И всех их ждали рабочие места на предприятиях. Промышленных предприятий в СССР было 46 800. То есть каждое советское предприятие в год принимало на службу 203 рабочих кадра.

Инженеров и техников в 1987 году в СССР насчитывалось почти 16 миллионов (15 794 100). В 1989 году вузы страны выпустили 268 тысяч специалистов в области промышленности и строительства, 35 тысяч инженеров транспорта и связи. Всего – 303 тысячи инженеров. Значит, на каждое советское предприятие в год трудоустраивались 6-7 инженеров.

Средний возраст рабочих и служащих по всем отраслям народного хозяйства Советского Союза составлял 37,9 лет. 

По данным Росстата, на 31 декабря 2012 года потребность всей экономики нашей страны в квалифицированных рабочих составила 243 тысячи человек – в 39 раз меньше, чем двадцать пять лет назад в СССР. Промышленности, строительству, транспорту, связи и разведке недр нужны 134,5 тысячи квалифицированных рабочих и 96 тысяч операторов, аппаратчиков, машинистов установок и машин. Жилищно-коммунальному хозяйству требуются 12,5 тысяч сантехников-ремонтников, электриков и газовщиков. 

Две трети этих вакансий заявили негосударственные предприятия. А всего в России зарегистрировано 452 тысячи 373 промышленных предприятия (в 10 раз больше, чем в СССР). В среднем выходит, что каждому производственному предприятию России (считая и частные, и государственные) в год нужно всего полрабочего.

Потребность российских предприятий и организаций в инженерах на 31 декабря 2012 года составила 31 600 человек – в 9,5 раз меньше, чем ежегодно принимали на работу предприятия Советского Союза. Техников к концу 2012 года требовалось предприятиям нашей страны в количестве 6 700 человек.

То есть, с одной стороны, очевидно: у российского государства собственной промышленности практически не осталось. А с другой стороны, понятно, что нынешние российские частные предприятия не обладают таким масштабом производства, как прежние советские, и поэтому большинству их невыгодно содержать технические училища для подготовки столь малого количества кадров – всего одного человека на каждое предприятие раз в два года. 

И еще несколько интересных цифр. 

На портале job-mo.ru размещены 123 936 вакансий, открытых предприятиями и учреждениями Московской области. Из них всего 3900 – экономисты и 2700 – юристы. Инженеров и техников Подмосковью требуется в 4,5 раза больше, чем экономистов, а рабочих – в 3,5 раза. 

При этом, в 2011 году государственными вузами России выпущено 380 000 экономистов-управленцев и около 200 000 инженеров для всех отраслей экономики. Российские негосударственные вузы инженерным профессиям не обучают.

Такая картина вырисовывается у нас по данным официальной государственной статистики.

А вот что происходит в реальности. 

В Дубне, слава Богу, есть работающие предприятия (и частные, и государственные), на чью продукцию имеется спрос. Некоторые из них, восстав почти из небытия, оснастили свое сложное производство современными станками и оборудованием. Теперь людей нужно научить работать на этом оборудовании. И тут перед руководителями этих предприятий встали в полный рост две проблемы: а) где взять людей, которые захотят учиться рабочим профессиям и б) где этих людей учить. 

Где взять людей

В школах Дубны примерно 5300 учеников. Из них на 2-й школьной ступени (5-9 классы) учатся около 2400 ребят. Еще 750 школьников насчитывается в 10-11 классах общеобразовательных учреждений нашего города. Качество обучения в школах Дубны составляет 54 процента. Эти данные приведены в публичном докладе горуно Дубны, размещенном на сайте ведомства.

Следовательно, дорога в средние профессиональные образовательные заведения проложена четырем сотням выпускников 9-го и 11-го классов городских школ. То есть кадровый потенциал у предприятий города есть. 

Работа в Дубне по специальностям «инженер-технолог», «инженер-сметчик», «инженер-конструктор», «сантехник», «машинист котельных установок», «оператор станков с ЧПУ», «электромонтер», «монтажник электрооборудования», «крановщик», «токарь», «слесарь» и многим другим – тоже есть. 

Чего нет – так это желания у школьников стать рабочими. Не модно это нынче. Не престижно. 

Давно не стоят на книжных стендах в школьных кабинетах брошюры под названием «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат!» О рабочих династиях теперь тоже говорить не принято. 

И тот же публичный доклад горуно под названием «Развитие, уверенность, успех!» сообщает нам, что в прошлом году из 390 выпускников всех одиннадцатых классов города всего 37 человек решили получить профессию в учреждениях начального или среднего профессионального образования. А из выпускников девятых классов Дубны четверть (то есть приблизительно 120 ребят) решили получить специальность в бывших ПТУ, переименованных в колледжи. Часть этих ребят в количестве примерно 90 человек поступили на учебу в бывшие СПТУ-95 и ПТУ-67 нашего города. 

Однако «в целом структура сети профессионального образования, сформированная в муниципалитете, удовлетворяет запросам населения города», утверждается в публичном докладе горуно.

Где учить рабочих, инженеров и техников

Когда-то ПТУ-67 и СПТУ-95 действительно готовили рабочие кадры для предприятий Дубны. Специально для этого они и были созданы. Завод «Тензор» и ОИЯИ заботились об учебной базе ПТУ-67, что на Большой Волге. Дубненский машиностроительный завод опекал СПТУ-95 в левобережье. 

Теперь СПТУ-95 называется Московский областной аграрно-технологический техникум. Там готовят поваров, автомехаников и трактористов-машинистов для сельского хозяйства.

Бывшее ПТУ-67 переименовано в колледж университета «Дубна». Из рабочих специальностей там значится ясное всем название «электромонтер» и еще одна не совсем понятная профессия: «мастер по обработке цифровой информации». Если мастерами по обработке цифровой информации в прошлом году пожелали стать 30 человек,

то при плане набора «электромонтеров» в 30 человек ни одного желающего приобрести эту профессию не нашлось. Ни одного.

Зато на специальности «туризм» с конкурсом 1,2 человека на место приняли обучаться 30 человек. Тридцать учеников по конкурсу 1,4 человека на место поступили в колледж, чтобы стать бухгалтерами. А электромонтером никто не захотел работать. Никто из выпускников школ Дубны прошлого года. 

В Дубне готовят и инженеров. В 2013 году местный филиал МИРЭА набрал 26 очников и 42 заочника на специальность «Электроника и наноэлектроника». 

Университет «Дубна» обучает инженеров по специальностям «автоматизированные системы обработки информации и управления», «проектирование и технология радиоэлектронных средств», «радиационная безопасность человека и окружающей среды», «геофизические методы поиска и разведки месторождений полезных ископаемых», «нетрадиционные и возобновляемые источники энергии», «электрооборудование летательных аппаратов». 

Колледж университета «Дубна» учит техников по специальностям «проектирование и технология электронных средств», «техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования». 

Между прочим, на учете в Центре занятости населения Дубны как безработные и ищущие новую работу с января 2013 года зарегистрированы выпускники вузов только гуманитарных специальностей: экономисты, юристы, психологи, социальные работники. Технари находят работу самостоятельно.

Безработные и ищущие в ЦЗН новую работу выпускники колледжа университета «Дубна» обучались там по специальности «мастер по обработке цифровой информации».

Кому нести груз ответственности

Одно из высокотехнологичных предприятий Дубны, Научно-производственное объединение «Атом», организовало прямо на своем производстве подготовку нужных ему специалистов. Такая практика была и в прежние времена, многие начинали свой путь в профессию учениками в цехах. Технология обучения у НПО «Атом» получилась. Лишь только успеют они поставить молодого специалиста к станку, как он тут же находит работу на более крупных и даже не российских производствах. И появилась у предприятия еще одна проблема – удержать на предприятии тех, кто прошел здесь науку ремесла.

«Все мы – предприятия – платим налоги, и эти налоги идут, в том числе, на развитие системы образования в таком виде, чтобы она была полезна обществу и государству, – напомнил генеральный директор НПО «Атом» Владимир Алексюк. – Это означает, что раз мы вручили государству наши средства, то и обязанность сделать систему образования полезной для промышленности нашей страны лежит тоже на нем. То есть государство должно не просто собирать статистику о вакансиях. Оно должно реагировать на потребности предприятий в кадрах. Как реагировать? Да очень просто. 

Во-первых, использовать налоги на подготовку тех кадров (рабочих и ИТР), которые нужны предприятиям города. Горуно обязано организовать экскурсии школьников и студентов на предприятия Дубны в 2013/2014 учебном году.

Во-вторых, рассказывать обществу и особенно школьникам, что есть много полезных профессий, кроме юристов, психологов и социологов. То есть необходимо заново выстроить работоспособную и гибкую систему профориентации, которая сейчас у нас сведена просто к биржам труда. В эту систему обязательно должна быть включена школа. 

В-третьих, начиная с приемной кампании 2014 г., государство обязано проанализировать кадровые потребности всех предприятий, что работают в России и где трудятся наши граждане. Кадровые потребности предприятий всех форм собственности государство должно координировать и план подготовки специалистов формировать на этой основе. 

Государство, начиная с приемной кампании 2014 г., должно финансировать учебные заведения только по потребностям реального сектора экономики. Нужно переместить финансирование образования в эту сторону. Если при этом бюджетных мест на гуманитарные направления не хватает, учебные заведения могут обучать за плату желающих стать гуманитариями. Те, кто получил образование за бюджетные деньги, должны отработать на предприятиях страны 3-5 лет по полученной за эти средства профессии либо вернуть затраты на их образование в бюджет страны».

Наталия Теряева

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить