. Дубна: 3 oC
Дата 28.03.2024
rss telegram vk ok

Оказывается, в историю города Самара, как и в историю Дубны, вписались люди с одинаковым именем и фамилией: Павел Журавлев. Оба были промышленниками, оба строили город и жизнь в нем.

Первому директору завода «Тензор» Павлу Александровичу Журавлеву Дубна обязана строительством нового района, обеспеченного рабочими местами для его жителей.

А в Самаре купец Павел Михайлович Журавлев ровно 130 лет назад сыграл практически такую же роль

18 октября 1882 года в Самаре открыло свое действие Товарищество на паях механического завода «Бенке и К». Сам завод за шесть лет до того основал немец Готхард Бенке. Он купил оборудование ремонтных мастерских у пароходного общества «Нептун», что располагались в Черном затоне ниже Сызрани, и перевез в Самару. Тогда жизнь была не так комфортна, как сейчас и по бытовой части и по части развлечений (боулингов в Самаре в те времена точно не было). И не так безопасна.

Год спустя предприятие Готхарда Бенке сгорело, но было восстановлено и стало выпускать сельскохозяйственную технику: плуги, бороны, конные грабли, сеялки, оборудование для мельниц. Изделия покупали хозяйства Самарского Оренбургского и Уральского края. И все-таки дела шли не очень успешно.

Тогда Бенке решил привлечь для развития своего предприятия капиталы видных самарских купцов. Как теперь модно говорить, самарские купцы инвестировали свои капиталы в развитие градообразующего предприятия и создали товарищество на паях «Бенке и К» для управления предприятием. Одним из купцов был как раз Павел Журавлев.

Уже через год товарищество смогло прибрести дополнительно 770 квадратных саженей земли, возвести новые постройки на сумму около 30 тысяч рублей. Произвели продукцию на 312396 рублей. Однако чистая прибыль была ничтожно мала.

И вот, 28 апреля 1884 года правление товарищества обратилось к Самарскому губернатору с просьбой выдать удостоверение о «…полезности нашего завода и производства для местного края по сельскохозяйственной продукции, а равно и в солидности нашего Товарищеского дела».

11 июня губернатор А.Д. Свербеев дал свидетельство: «Механический завод солидарностью своего предприятия местному земледельческому краю приносит большую пользу, на заводе находятся ремесленников и рабочих до 400 человек, что и удостоверяю своей подписью с приложением казенной печати».

Возможно, под влиянием Павла Михайловича Журавлева завод стал осваивать новое направление своей деятельности: ремонт пароходов и их постройку.

Первое судно было спущено на воду 13 мая 1885 года. Однако деловые люди не спешили с заказами на самарский завод. Члены товарищества вынуждены были сами финансировать строительство пароходов.

Павел Михайлович Журавлев в 1886 году погасил долги самарского предприятия и стал его полным владельцем.

Сегодня в бывших заводских корпусах расположились предприятия торговли. Но это уже совсем другая история. 

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить