. Дубна: 5 oC
Дата 20.04.2024
rss telegram vk ok

Второй год подряд на Сретенском балу воскресным днем 11 февраля веселились любители исторических танцев из Дубны.

Как и в прошлый раз, бал проходил в концертном зале Детской музыкальной школы на улице Флерова.

Дамы, по правилам бала, явились в специально сшитых к этому событию длинных платьях с пышными юбками в стиле начала XIX века. Наряды кавалеров относились к разным эпохам. Кто-то танцевал в гусарском мундире, кто-то – во фраке, кто-то – в современном деловом костюме.

Порядок танцев соответствовал традиции: бал открылся полонезом. В программе бала были вальс, мазурка, кадриль, котлильон, полька и другие популярные танцы русских балов VIII – XIX веков. Танцующими парами и музыкантами, как положено, руководил распорядитель бала. В качестве танцмейстера бала предстала Елена Демичева. Она объявляла каждый следующий танец, напоминала фигуры и подсказывала танцорам направление движения во время танца.

В нескольких антрактах, пока гости бала отдыхали от танцев, с концертными номерами выступали музыканты.

В фойе, как положено на балу, буфет предлагал подкрепиться пирожными и чаем.

Бал был доступен всем желающим. Однако, чтобы достойно выглядеть в танцах, участники бала готовились к нему заранее. Обучение фигурам полонеза, вальса, мазурки, кадрили и разных других танцев проходило на занятиях Клуба исторических танцев «Реверанс» в гимназии №8.

Хотя в прежние времена участие в балу ограничивалось возрастом (это было не детское времяпрепровождение), на Сретенский бал в Дубне участники пришли целыми семьями, с детьми самых разных возрастов. И это замечательно.

Потому что в прежние времена танцы и хорошие манеры входили в обязательные каноны воспитания детей с самого раннего возраста. И когда юных барышень на выданье впервые привозили на бал, чтобы представить потенциальным женихам, и барышни, и женихи уже могли продемонстрировать и умение красиво двигаться под музыку, и способность вести вежливую беседу на отвлеченные темы.

Сейчас в школах танцам не учат. И с вежливыми манерами у многих подростков дело обстоит не очень. На вечерах с дискотеками им не научишься. Так что пусть с детства ходят на бал, слушают музыку, танцуют вальсы с мазурками и ведут приятные уху беседы.

В России традиция давать балы появилась в начале VIII века, при Петре I. Царь-реформатор привез ее из Европы. Придворные и губернские балы для дворянства выполняли функцию официального приема, чествования, встречи гостей, послов. После Великой Октябрьской социалистической революции такие балы заменили торжественными собраниями и концертами. 

В русском обществе были приняты два типа балов — большой и малый.
На больших балах танцевали в специальных залах и почти всегда под военный оркестр. Особенностью большого бала было его позднее начало. В столицах и губернских городах большой бал начинался после театрального представления – около полуночи – и заканчивался часам к восьми утра.

Большой бал типичен для официальных приемов (царского, губернаторского, дипломатического). Если было известно, что на бал приедет высокопоставленное лицо, гости съезжались до его появления и не уезжали с бала до тех пор, пока это лицо было на балу.

Большой бал состоял из пяти отделений. В каждом отделении было по четыре танца. Между танцами – промежутки для отдыха. Затем антракт для отдыха и проветривания помещения. На время антракта общество уходило в гостиные, где пили прохладительные напитки и ели мороженое. После третьего отделения начинался ужин.

Малый бал походил на вечеринку. Он состоял из трех отделений и начинался в 8-9 часов вечера, а заканчивался уже к полуночи. На таком балу танцевали под клавесин, позднее –под рояль. Для игры на рояле или клавесине приглашался музыкант-тапер.

На малом балу люди среднего и пожилого возраста вели беседы, играли в карты. Мужчины часто уходили играть на бильярде. В середине такого вечера было принято устраивать небольшой импровизированный концерт. В перерывах между танцами разносили прохладительные напитки, мороженое и сладости. В столовой устраивался буфет и ставились столики.

На большом балу женщины и девушки были в парадных декольтированных светлых туалетах с большим количеством драгоценностей. Военные и чиновники в парадной форме, штатские мужчины во фраках. Офицеры оставляли оружие в передней.Военным танцевать полагалось без шпор. Однако русское офицерство это правило игнорировало: танцевали обязательно со шпорами, ими гордились и лихо звенели при танцевальных движениях.
На малом балу женщины могли быть в полуоткрытых платьях, мужчины – во фраках, военные – в мундирах.

Недопустимым считалось танцевать без перчаток. В помещениях из-за свечного или лампового освещения было очень жарко. Быстрые танцы делали руки потными, а влажные руки быстро загрязняли светлую одежду. Да и притрагиваться к влажным рукам партнера было неприятно.

Этикет требовал, чтобы в перерывах бала танцующие мужчины не садились. Они стоя беседовали с сидящими дамами и девушками. Если в танцевальном зале холостой мужчина сидел, то общество его не принимало за кавалера. 
По команде распорядителя бала мужчины направлялись к дамам, которых они заранее пригласили на танец, кланялись им и, предлагая руку, вводили в танцующий круг. Танцевали чинно, соблюдая очередность, не толкались и выполняли распоряжения танцмейстера. 
Во время танцев кавалер всегда старался начать беседу с девушкой. Балы были местом, где молодежь могла познакомиться и относительно свободно общаться. Танец прекращался, если дама изъявляла к тому желание, но все же было принято танцевать, пока играет музыка. По окончании танца кавалер провожал даму к ее месту, благодарил и уходил, если не следовало приглашения остаться для беседы. Такое приглашение могло исходить от лица, сопровождавшего даму на бал, или от самой дамы. В случае если сопровождавшего даму человека на месте не оказывалось, кавалер оставался с ней пока не объявлялось о начале следующего танца. Тогда он извинялся и направлялся к другой приглашенной им даме.

На балах совершались новые знакомства, возникало ухаживание, что часто приводило к желанному сватовству. Если молодой человек в течение бала танцевал с одной и той же девушкой несколько танцев, это давало повод ее родным думать, что кавалер – будущий претендент на ее руку.
Если молодой человек был близок к сватовству или был уже помолвлен с девушкой, то сопровождал ее и спутницу в переднюю, где помогал им одеться, а иногда помогал сесть в экипаж. Так как девушка садилась последней, это давало возможность передать ей записку, поцеловать руку.

Порядок танцев на балу был традиционен. Это давало возможность молодому человеку заранее – письмом – пригласить девушку на определенный танец. Она письмом отвечала ему согласием или сообщала, какой танец у нее свободен. Танцующей девушке было неприятно, если хотя бы в одном танце у нее не было партнера
Неявка на бал по болезни или из-за чрезвычайного происшествия освобождала кавалера от его обязательств в приглашении на танец, но требовала последующего письменного или личного извинения. Если же кавалер, заранее пригласивший девушку на танец, не подходил к ней, считалось, что он нанес оскорбление не только ей, но и членам ее семьи. Подобное оскорбление могло бытьповодом к дуэли. За девушку и честь семьи вступался ее брат, дядя и даже отец. Общество подвергало оскорбителя общественному осуждению вплоть до отказа ему от дома.

Общественному осуждению подвергалась и девушка, если она, обещав тот или иной танец определенному кавалеру, вдруг ему отказывала и принимала приглашение другого. В этом случае оскорбленный считал своим оскорбителем не девушку, а того мужчину, который нарушил этикет. Возникала ссора, а иногда и дуэль. 

Этикет бала включал следующие правила:

  • 1. Каждый танцор должен строго следовать установленному порядку танца.
  • 2. Перед каждым танцем несколько тактов музыки, исполненных по сигналу распорядителя, дадут понять танцорам, что пора занять свои места на паркете.
  • 3. Все указания распорядителя следует неукоснительно соблюдать.
  • 4. Танцуя по окружности зала, не следует разрывать круг и танцевать сбоку другой пары или прямо перед ней. Количество пар, танцующих одновременно должно соответствовать вместимости зала и составлять от 16 до 24. После нескольких туров пары должны отойти в сторону и дождаться, пока не придет их очередь.
  • 5. Недопустимо совершать более двух кругов танца.
  • 6. Круговой танец для небольшой компании займет 15 минут и до 20-30 для большого числа гостей. Между танцами следует делать перерывы по 8-10 минут.
  • 7. Только распорядитель должен давать указания оркестру.
  • 8. Конфликты, возникающие между джентльменами, должны улаживаться за пределами бальной залы.
  • 9. Распорядитель решает, будут ли допустимы дополнительные туры.
  • 10. Никому не должно быть дозволено танцевать в тяжелых ботинках и верхней одежде, также как и без перчаток.

Универсальным правилом в бальной одежде для джентльменов и для дам была простота и элегентность. Одежда должна быть современной, хорошо пошитой из дорогого материала и настолько простой, насколько возможно. Она не должна была стеснять в движениях.

Для джентльменов это – черные костюмы, белые рубашки, желтые или белые перчатки, бальные туфли или кожаные ботинки.

Дамы не должны перегружать были себя украшениями и напоминать цветочные клумбы. Особое внимание следовало уделить выбору перчаток и шейного платка, которые являлись эталоном хорошего вкуса. 
Поведение дамы должно всегда быть размеренным и скромным, но дамы не должны отказывать джентльменам, пригласившим их на танец. Поведение дамы должно быть доброжелательным, но ни в коем случае кокетливым.

У распорядителя бала был свой свод правил:

  • 1. Устроители бала должны собраться за 15 минут до начала бала.
  • 2. Они должны установить порядок танцев и распределить между собой обязанности.
  • 3. Когда дамы входят в залу, церемонемейстер должен ознакомить их с порядком танцев и сопроводить до кресел.
  • 4. Вежливость и предупредительность по отношению к дамам – первейшая обязанность распорядителей.

Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени – времени наибольшей концентрации представителей высшего света в городской среде – и продолжался весь зимний период, за исключением периодов, когда следовало поститься. Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало от танцоров немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было отдавать визиты и готовиться к грядущим увеселениям. Порой подобная напряжённая жизнь пагубно сказывалась на здоровье дам – схваченная простуда на балах иногда приводила к летальному исходу.
Балы и балы-маскарады разделялись по сословным, профессиональным, возрастным категориям, приурочивались к особым торжествам, и бывали придворными, общественными, частными, купеческими, свадебными, детскими…

Приглашения на бал рассылались не менее чем за семь-десять дней до его начала – главным образом для того, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд. На бал необходимо было являться непременно в новом и модном платье. Для тематических балов (например, монохромный – определённого цвета) указывалось,
какого типа наряд следовало подготовить.
Получив приглашение, в течение двух дней отвечали письменно о своём согласии принять участие на предстоящем балу, или же выражали сожаление о невозможности посетить мероприятие. Но для отказа требовалась веская причина.

Бальный внешний вид строго регламентировался.
Для девиц рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Использование косметики сводилось к минимуму. Не возбранялось пользоваться лишь пудрой, и то в умеренном количестве.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить