. Дубна: 14 oC
Дата 29.04.2024
rss telegram vk ok

В 2024 году девизом Всемирного дня прав потребителей выбран слоган «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей» («Fair and responsible Al for consumers»).

В последние годы искусственный интеллект стал неотъемлемой частью цифрового мира, проникнув во многие сферы жизни людей от профессиональной деятельности до развлечений, оказав огромное влияние на развитие ключевых областей экономики – банкинга, ритейла, медицины и промышленности.

Развитие ИИ имеет множество преимуществ, в то же время его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации, нарушение конфиденциальности, мошеннические действия (в частности взломы аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах, использование видео и голосовых сообщений для создания видео и аудиозаписей якобы от лица владельца аккаунта).

В России разработан Кодекс этики в сфере ИИ – это единая система рекомендательных принципов и правил, предназначенных для создания среды доверенного развития технологий ИИ. Кодекс не определяет этику ИИ, он помогает организовать взаимоотношение людей и компаний в связи с развитием ИИ, носит рекомендательных характер.

Кодекс базируется на 6 принципах:

- главный приоритет развития технологий ИИ – защита интересов людей;

- необходимость осознания ответственности при создании и использовании ИИ;

- ответственность за последствия применения ИИ всегда лежит на человеке;

- внедрение технологии ИИ там, где это принесёт пользу людям;

- интересы развития технологии ИИ выше интересов конкуренции;

- важна прозрачность и правдивость в информировании об уровне развития технологий ИИ, их возможностях и рисках.

В рамках мероприятий, приуроченных к Всемирному дню прав потребителей в 2024 г., основным стал вопрос: «Насколько потребители могут доверять «чат-ботам» с генеративным искусственным интеллектом?», поскольку основная задача «чат-бота» – давать естественные, а не достоверные ответы, он может не отличать правду от неправды и выдавать вымышленные факты за реальные, в результате чего потребители могут получать недостоверную информацию и делать ошибочные выводы.

Для обеспечения эффективной защиты потребителей от рисков, связанных с использованием платформ, управляемых ИИ, нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к их регулированию, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей, в т.ч. особое внимание должно быть ориентировано на потребности потребителей из уязвимых категорий.

Особое внимание необходимо акцентировать на координирующей роли Роспотребнадзора (в лице его территориальных органов) в обеспечении взаимодействия всех участников национальной системы защиты прав потребителей на региональном и муниципальном уровнях при активном участии общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить